О предприятии

29
Марта
 2024

История Тураевского машиностроительного конструкторского бюро «Союз» началась 1 августа 1964 года, когда Министерством авиационной промышленности на базе ОКБ-300 академика Сергея Константиновича Туманского было учреждено новое КБ, которое сначала носило название «Почтовый ящик 1864». Новое предприятие расположилось в подмосковном посёлке Тураево, где уже имелась производственная база.

Основной задачей конструкторского бюро была разработка и создание жидкостных ракетных двигателей малой тяги, а затем на их основе – двигательных установок ориентации и стабилизации космических аппаратов на орбите и коррекции орбиты КА. К концу 50-х годов отечественная космическая отрасль вплотную подошла к созданию управляемых искусственных спутников Земли, для которых было предложено создать жидкостные ракетные двигатели малой тяги (ЖРДМТ) на двухкомпонентном топливе, что увеличивало запас энергии на борту космического аппарата в 4-5 раз. Кроме этого, жидкостные ракетные двигатели требовались и для оснащения крылатых ракет, входивших в боекомплект военной авиации. Для решения этой задачи в ОКБ Сергея Туманского в течение нескольких лет формировался коллектив, состоящий из опытных и молодых талантливых учёных.

Первым главным конструктором  и руководителем ТМКБ «Союз» стал одарённый конструктор Владимир Георгиевич Степанов, который создал организацию, включающую в себя собственно конструкторское бюро, производство и испытательную службу, а также организовал процесс создания новых изделий, не имеющих аналогов в мире. На полигоне близлежащего посёлка Фаустово был построен стендовый комплекс для испытаний жидкостных ракетных двигателей и двигательных установок (ДУ). Таким образом, Владимиру Степанову удалось замкнуть на одном предприятии весь цикл создания ЖРДМТ и ДУ – проектирование, изготовление и экспериментальную отработку новых изделий.

В сжатые сроки были созданы первые в мире жидкостные ракетные двигатели тягой 0,6 кГ и 10 кГ, а также ЖРД для военно-воздушных сил. Двигатель Р201-300 предназначался для крылатой ракеты Х-22, а Р209-300 – для ракеты мишени (ОКБ главного конструктора А.Я.Березняка).

Реализация космической программы ТМКБ «Союз» началась с разработки для двигательной установки для космического аппарата «Истребитель спутников». При создании этих изделий был реализован целый ряд новых конструкторских решений:

• на порядок повышена эффективность системы ориентации, стабилизации и коррекции космического аппарата за счет создания ЖРД малой тяги;

• обеспечена надежная подача жидких компонентов топлива в условиях невесомости благодаря первым в мире сферическим бакам с металлическими разделительно-вытеснительными диафрагмами;

• обеспечено минимальное смещение центра масс космического аппарата по мере выработки топлива.

В дальнейшем семейство двигательных установок ТМКБ «Союз» пополнилось ещё рядом моделей. В 1967 году появилась двигательная установка 11Д79, обеспечивающая и сегодня старт космических аппаратов в условиях невесомости с промежуточной орбиты к планетам солнечной системы, а также ДУ 100, 101, 98, 113, предназначавшиеся для различных модулей лунной экспедиции.

Коллектив предприятия рос, накапливался опыт в космическом двигателестроении. Продолжалась активная работа по доводке ЖРД малой тяги, в конструкцию которых вносились принципиальные изменения. Двигатели тягой 10 кгс успешно использовались для обеспечения ориентации и стабилизации аппарата «Луна-16», впервые в мире в автоматическом режиме в сентябре 1970 г. Забор лунного грунта с доставкой его образцов на Землю. ЖРДМТ, разработанные и изготовленные в ТМКБ «Союз», обеспечили мягкую посадку автоматических аппаратов серии «Луноход» на поверхность Луны. Эти двигатели обеспечили ориентацию и стабилизацию беспилотного орбитального ракетоплана («БОР»), являющегося аналогом космического самолета, перед входом в верхние слои атмосферы и на начальном участке спуска на Землю.

Двигатели тягой 40 кгс; 20 кгс; 2,5 кгс входили в систему ориентации, стабилизации и коррекции орбитальных обитаемых станций «Алмаз», пилотируемых экипажами П.Р.Попович – Ю.А.Артюхин и Б.В.Волынов – В.М.Желобов.

В 70-е годы ТМКБ «Союз» параллельно с космической тематикой освоил новое тематическое направление – прямоточные воздушно-реактивные двигатели, в процессе работы над которыми коллективом ОКБ впервые в мире была реально воплощена концепция размещения ракетного двигателя твердого топлива (РДТТ) с автономным корпусом внутри камеры сгорания ПВРД. После окончания работы ракетного двигателя, его корпус выбрасывается из маршевой камеры скоростным напором.

Первым в этом ряду стал двигатель 3Д81 для ракеты класса «корабль-корабль» 3М80 ударного комплекса «Москит». В дальнейшем была проведена его модернизация и на этой основе создан двигатель 3Д83 для ракеты 3М82, отличающийся наличием регулируемого двухпозиционного сверхзвукового сопла. Концепция размещения стартового твердотопливного ускорителя внутри камеры сгорания ПВРД нашла дальнейшее развитие при проектировании прямоточных воздушно-реактивных двигателей в ТМКБ «Союз», а также стала использоваться в разработках других предприятий.

Одновременно с этим была создана форсажная камера с регулируемым соплом для самолёта МиГ-25, а затем и МиГ-29.

Продолжалась также работа и над совершенствованием жидкостных реактивных двигателей малой тяги. Был создан целый ряд ЖРДМТ тягой от 40 кгс до 40 гс. Последний из них, 11Д444, до сих пор не имеет мировых аналогов. Он является рекордсменом среди жидкостных реактивных двигателей не только по минимальному уровню тяги, но и по продолжительности непрерывного огневого включения в космосе, которая составляет 100 часов. Этот двигатель в составе ДУ 11Д78, разработанной конструкторами ТМКБ «Союз» в 1978 году, использовался в реализации программы вывода на орбиту стационарных спутников связи.

С 1979 года в ТМКБ «Союз» совместно с ЦИАМ им. П.И.Баранова велись разработки осесимметричного двухрежимного ПВРД на углеводородном топливе для перспективных беспилотных летающих аппаратов на водороде по программе «Холод».

В 80-х годах конструкторское бюро завершило работу над ещё одним прямоточным двигателем – 31ДП, которым и сегодня оснащаются не имеющие аналогов сверхзвуковые крылатые ракеты класса «воздух-поверхность» Х-31А (противокорабельная) и Х-31П (противорадиолокационная). В октябре 1988 года успешно закончились испытания единственного в своём роде ПВРД для гиперзвуковой экспериментальной летающей лаборатории ГЭЛА с полетным числом Маха 4.5.

В 1991 году ТМКБ «Союз» приступило к масштабному проекту высокоскоростных прямоточных воздушно-реактивных двигателей для пилотируемого летательного аппарата по программе Российского космического агентства «ОРЕЛ-2-1». Во время многочисленных стендовых экспериментов проведена поузловая отработка воздухозаборников, камер сгорания и сопел в условиях, соответствующих полетным числам Маха от 3.5 до 7, исследованы способы топливоподачи и форма форсунок, установлена оптимальная геометрия камер сгорания. Определены также полнота сгорания в зависимости от типа впрыска, геометрии проточного тракта и условий на входе в камеру сгорания, зависимость задержки воспламенения и границы самовоспламенения от температуры и числа Маха на входе.

Политические изменения в России в период с 1991 по 2001 годы привели к спаду во всей отечественной экономике, и в оборонной промышленности в частности. Значительно сократился государственный заказ, а вместе с ним прекратилось и финансирование научных исследований. Но, несмотря на сложные экономические условия Тураевское предприятие продолжало изыскания в области двигателестроения для космоса и обороны.

В соответствии с указом Президента РФ №721 от 1 июля 1992 года государственное предприятие Тураевское машиностроительное конструкторское бюро «Союз» было преобразовано в ОАО «ТМКБ «Союз». Акционерное общество зарегистрировано постановлением Главы администрации г. Лыткарино Московской области № 227-П от 23 марта 1994 года (свидетельство № 05-445).

В рамках государственной программы реформирования оборонного комплекса 24 января 2002 года вышел указ Президента РФ № 84. Согласно этому документу, а также постановлению Правительства РФ № 149 от 13 марта 2002 года, ОАО «ТМКБ «Союз» вошло в состав ОАО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение».

В настоящее время АО Тураевское машиностроительное конструкторское бюро «Союз» является одним из основных российских разработчиков двигателей для космоса и ВПК. Предприятие располагает структурой, позволяющей полностью замкнуть цикл создания двигателей и двигательных установок для летательных аппаратов. Это конструкторское и технологическое бюро, опытное и мелкосерийное производство, экспериментальная база, включающая в себя лабораторию прочностных динамических и статических испытаний, стенды для огневых испытаний ЖРДМТ и ПВРД. Научно-технический, конструкторский и производственный потенциал позволяет не только постоянно совершенствовать уже выпускающиеся двигатели, но и проводить исследования в области высокоскоростных прямоточных воздушно-реактивных двигателей.